10.11.2022 г.
КОНВЕРГЕНЦИЯ КАРБОНОВОЙ ПОВЕСТКИ РАЗНЫХ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЯЕМЫХ ЭКОСИСТЕМ.
Достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики – такие цели заявлены в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (далее - Стратегия).
Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" от 02.07.2021 № 296-ФЗ предполагает, что государство регулирует деятельность, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года.
Указанные критерии включают перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности, т.е. обязательному регулированию выбросов парниковых газов, в основном, подлежат субъекты крупного и среднего бизнеса.
Стратегия уделяет ключевое внимание управляемым экосистемам или согласно, глоссария терминов РКИК ООН сектору сельского хозяйства, лесного хозяйства и других видов земледелия (далее - СХЛХДВЗ). Территориальные просторы и низкий уровень антропогенной нагрузки делает этот сектор России стратегической составляющей достижения углеродной нейтральности. Регулирующими организациями выбросов и поглощения парниковых газов в российском СХЛХДВЗ являются субъекты малого бизнеса.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа № 1441 определило размер платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.
Этот механизм предполагается проецировать на всю территорию России. Дополнительно надо учесть планы введения рядом стран (ЕС, КНР, Республика Казахстан и др.) пограничного контроля углеродного механизма, который предполагает дополнительные издержки для российских компаний экспортёров.
В этой ситуации важно достичь конвергенции (схожести изменений при одинаковых внешних факторах у разных объектов) карбоновой повестки для малого, среднего и крупного субъектов российского бизнеса.
Последние год-полтора Минобрнауки России инициирует создание карбоновых полигонов (моделей круговорота углерода, характерного для данной территории или включающих инновационные технологии) от Калининградской до Сахалинской области. Начинание прекрасное, но надо помнить (Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006), что центральной компонентой подтверждения эффективности стратегий снижения выбросов парниковых газов на национальном уровне является временной ряд наблюдений.
Объемы выбросов и поглощения парниковых газов в секторе СХЛХДВЗ, как правило, должны охватывать широкий исторический период (20-100 лет).
Соответственно, достоверным подтверждением эффективности (верификационная оценка) карбоновых полигонов на землях ГЛФ будет период от 18 и более лет.
Организации, регулирующие парниковые газы могут провести валидацию результатов, оценку подтверждения будущего поглощения, которая не предполагает возможности торговли этими углеродными единицами и компенсации расходов понесѐнных компанией на борьбу с изменением климата.
В этой связи в целях регулирования выбросов парниковых газов для российского сектора СХЛХДВЗ необходимо:
- в рамках аудита субъектов бизнеса подтвердить отнесение отдельных расходов на климатические или адаптационные цели;
- разработать и утвердить отдельные методы измерений в рамках мониторинга выбросов и поглощения углекислого газа для российского сектора СХЛХДВЗ, отвечающих требованиям ст.5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ;
- разработать и утвердить нормативно-правовой акт, определяющий для разных почвенно-климатических зон России критерии адаптационного проекта в секторе СХЛХДВЗ;
- и другое.
Современные же российские растениеводы свои достижения определяют, в рамках дисциплины агроэкология, не используя глоссарий терминов РКИК и ВПО ООН.
В сложившейся в настоящее время ситуации, с учётом издержек на добровольное регулирование парниковых газов, возможность монетизации карбоновой повестки субъектами мелкого бизнеса российского сектора СХЛХДВЗ маловероятна. Это приведёт к отсутствию отечественных предложений по продаже сокращения углеродных единиц СХЛХДВЗ.
Как следствие, субъекты крупного и среднего бизнеса будут или совершать платежи за превышение квоты выбросов парниковых газов или покупать их за рубежом. Это усложнит выполнение Россией международных обязательств по борьбе с изменениями климата, точнее сказать их формального подтверждения.
Значимым риском для страны, при отсутствии экономических механизмов компенсации адаптационной деятельности в СХЛХДВЗ, официальный сайт ООН относит к Цели устойчивого развития № 15 «Защиту и восстановления экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия». Эти явления каждый год сокращают мировые сельскохозяйственные угодья на 12 миллионов гектаров земли (23 гектара в минуту), на которой можно было вырастить 20 миллионов тонн зерновых. Деградация земель напрямую влияет на 74 процента бедного населения мира.
В России деградация почв проявляется через их истощение - это постепенная деградация земли, связанная с ухудшением её свойств: уменьшением содержания полезных микроэлементов и снижением плодородности.
На истощенных землях сложно выращивать сельскохозяйственные культуры и практически невозможно получать урожаи. Поскольку почва является самостоятельно не возобновляемым природным ресурсом, вся ответственность за пригодность почвы возлагается на людей.
Хорошо известны инициативы, направленные на достижение адаптационных и климатических результатов в СХЛХДВЗ:
- зелёная китайская стена (предотвращение расширения пустынь в КНР);
- великая зелёная стена (предотвращение расширения пустыни Сахара);
- программа озеленения Саудовской Аравии (озеленение 20% территории королевства).
В контексте заявленной темы следует отметить инициативу, отражённую в Заявлении российских неправительственных организаций (НПО) к конференции сторон РКИК ООН КС26, в части адаптации к изменению климата региональным властям обратить особое внимание на бенефит-ориентированные подходы, обеспечивающие как адаптацию, так и сокращения выбросов парниковых газов.
Источник: Союз защиты экологических прав Московской области.
С уважением, «РОСФЕРМ».
По вопросам размещения публикаций, Вы можете связаться с нашим пресс-центром (для СМИ): mail@rosferm.ru
КОНТАКТЫ
Бизнес-экосистема «РОСФЕРМ»
Адрес: 127006, Россия, г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.4
Телефон: 8-800-101-22-91
E-mail: mail@rosferm.ru
«РОСФЕРМ»™️ – Свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности №911706 от 15.12.2022 г.
Рекомендовано Экспертным Советом Государственной Думы РФ.
© 2024. Все права защищены. Использование материалов сайта только с согласия правообладателей.